Человек свободен!, но свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
Свободу, человек может реализовать на разных уровнях, в том числе и бессознательно. Например, молодой человек не хотя идти в армию, совершенно случайно ломает ногу или ребенок обделенный вниманием мамы внезапно заболевает и лежит дома с высокой температурой, а маме приходится брать отгулы и сидеть с ним.
Все мы проходим через череду событий всей жизни, которые накладывают определенный отпечаток на наше воспитание, пристрастия, стили поведения, да и вообще эти события нас делают теме, кто мы есть.
От рождения до смерти человек проходит примерно 9 кризисов. Эти кризисы важны для нашего развития, не пройдя один, мы не можем нормально двигаться дальше.
И если после 30 лет мы способны сами регулировать и справляться с кризисами прибегая к помощи друзей, родственников и психологов, то в детстве мы об этом совсем не задумываемся, а действуем исключительно интуитивной, бессознательно, эмоционально.
Чтобы помочь правильно пройти все кризисы, родители должны постоянно уделять внимание своему ребенку и говорить (не словом, но поступками) такие «слова»:
до 1 года:
* Добро пожаловать в мир, я тебя ждал(а)!
* Я приготовил(а) специальное место для тебя, где ты будешь жить. – это про право на собственную территорию.
* Я рад(а), что ты здесь – это про эмоциональный фон.
* Я люблю тебя именно таким какой ты есть – это установка на безусловную любовь.
* Я не оставлю тебя, что бы ни случилось – эта установка действует только до года, т.к. до года ребенку показана симбиотическая связь с матерью, его действительно нельзя оставлять одного ни при каком условии. До года 24 часа в сутки находится с ребенком, даже в больнице, у бабушек и пр.
* Мне нравится удовлетворять твои потребности
* Я уделю тебе все то время, которое нужно чтобы удовлетворить твои потребности.
* Я так рад(а), что ты мальчик/девочка.
* Я хочу заботится о тебе и я приготовился(ась) к тому, чтобы это делать.
* Мне нравится кормить тебя, купать тебя, переодевать тебя и проводить с тобой время.
* Во всем мире нет никого похожего на тебя (ты уникален).
* Бог улыбался когда ты родился на свет – ты под высшим покровительством, тебе можно доверять вселенной, а так же если со мной что-то случиться, то ты не останешься один, о тебе позаботятся высшие силы, которые не поддаются рациональному объяснению.
от 1 до 3 лет:
* Это правильно и хорошо, быть любопытным, желать рассматривать, трогать, пробовать на вкус разные вещи. Я сделаю твои исследования безопасными.
* Я люблю тебя таким, какой ты есть.
* Я здесь для того, чтобы позаботиться о том, что тебе нужно. Тебе не надо брать на себя мои заботы. Очень правильно и хорошо, чтобы о тебе заботились.
* Правильно и хорошо говорить нет. Я рад(а), что ты хочешь быть самим собой.
* Мы с тобой в полном порядке когда сильно сердимся, мы решим наши проблемы.
* С тобой все в порядке, когда ты пугаешься и делаешь что-нибудь по-своему (Боятся можно, страх для нас это природное качество и механизм выживания).
* Ты в полном порядке, если огорчаешься, что вещи не слушаются тебя.
* Не оставлю тебя не за что на свете.
* Ты можешь быть самим собой и одновременно рассчитывать на то, на то что я буду с тобой ради тебя.
* Я люблю смотреть как ты учишься ходить и говорить.
* Я люблю наблюдать как ты становишься отдельным от других и начинаешь взрослеть.
* Я люблю и ценю тебя.
от 3 до 7 лет:
* Я люблю наблюдать за тем, как ты растешь.
* Я буду рядом с тобой, чтобы проверять твои границы и определять твои пределы.
* Хорошо, что ты думаешь о себе, ты можешь думать о своих чувствах и переживать по поводу своих мыслей.
* Я люблю твою жизненную силу, мне нравится твое любопытство в вопросах секса.
* Замечательно находить различия между мальчиками и девочками.
* Я установлю тебе рамки для того, чтобы помочь тебе понять кто ты.
* Я люблю тебя именно таким, какой ты есть.
* Хорошо, что ты бываешь разным, что у тебя есть свой собственный взгляд на происходящее.
* Ты можешь представлять себе различные события без опасений что они станут реальностью. Я помогу отделить тебе фантазии от реальности.
* Мне нравится, что ты девочка/мальчик.
* Мне нравится, что тебе нравятся девочки/мальчики, даже если это не нравится твоим родителям.
* Плакать можно, даже не смотр что ты подросток.
* Очень хорошо обнаруживать последствия и закономерности своего поведения.
* Ты можешь просить о том, что хочешь (за спрос не бьют).
* Ты можешь задавать вопросы, если тебе что-то не понятно или что-то смущает тебя.
* Ты не отвечаешь за брак своих родителей.
* Ты не отвечаешь за папу.
* Ты не отвечаешь за маму.
* Ты не отвечаешь за семейные проблемы.
* Ты не отвечаешь за развод твоих родителей.
* Замечательно исследовать кто же ты есть на самом деле.
от 7 до 13 лет:
* В школе ты можешь быть самим собой, я поддержу тебя в этом.
* Можно учиться и делать различные вещи своим собственным способом.
* Хорошо обдумывать различные вещи, пробовать, проверять их прежде чем ты возьмешь их себе.
* Ты можешь доверять своим решениям, единственное что тебе при этом нужно, это брать на себя ответственность за последствия твоих выборов (ответственность не равна вине! Ответственность — это понимание того, к чему тебя приведет твой выбор).
* Ты можешь поступать так как считаешь нужным и не соглашаться можно.
* Я люблю тебя таким какой ты есть.
* Ты можешь доверять своим чувствам, если ты боишься, скажи мне об этом, бояться можно, мы можем с тобой об том поговорить.
* Ты можешь выбирать своих друзей сам.
* Ты можешь одеваться так как другие дети или совершенно другим, только твоим способом.
* Я желаю быть с тобой что бы ни случилось.
* Я люблю тебя.
Как вы могли заметить, многие «слова» повторяются во всех возрастах и это правильно. Любите своих детей и когда-нибудь, будучи взрослыми, они скажут Вам «Мамочка, как же сильно я тебя люблю!».
P.S. Основано на лекционном материале Ефимкиной Р.П.